Композиционные материалы на основе термореактивного связующего марки СФП и терморасширенного графита с содержанием наполнителя 50–70% получены методом горячего прессования. Исследовано влияние способа введения наполнителя в композит на его физико-механические и электрохимические характеристики. Материалы, полученные смешением воздушно-сухих компонентов, характеризуются высокими электропроводностью (до 195 Cм см–1) и прочностными свойствами (более 25 мПа), низким межфазным контактным сопротивлением (менее 10 мОм см2) и током коррозии, не превышающим 1 мкА/см2, что позволит обеспечить высокую эффективность преобразования энергии в ТПТЭ.
Рассмотрена модель мембранно-электродного блока, учитывающая влияние различных климатических условий на удельные мощностные характеристики. Продемонстрирован анализ разработанной модели в сравнении с батареей топливных элементов с протонообменной мембраной (ПОМТЭ), работающей при различных температурах окружающей среды. Показано расхождение полученных данных (менее 10%) между моделью и экспериментом в диапазоне температур от −10 до +10°С. Оптимальная температура окружающей среды для работы батареи составила 10°C. Снижение удельной мощности при повышении температуры на каждые 10°C выше нуля составило 0.006–0.008 Вт/см2, что является несущественным изменением и может быть компенсировано за счет использования буферного накопителя энергии.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации